125 лет назад, 1 июля 1900 года, в постоянную эксплуатацию были приняты Забайкальская железная дорога и Читинские главные железнодорожные мастерские. Первоначально дорога была одноколейной, её границы — станция Мысовая на берегу Байкала и Сретенск на Шилке. Управление дороги долгие годы располагалось в Иркутске. Лишь в 1920 году, когда Иркутск заняли красные, решением атамана Григория Семёнова управление Читинской железной дороги разместилось в Чите. В 1925 году его чуть было не перевели в другой город, но благодаря секретарю Дальбюро ЦК ВКП(б) Николаю Кубяку, центром Забайкальской железной дороги осталась Чита. В 1930-е годы была построена вторая линия, в 1936 году границами дороги стали на западе — Петровский Завод, на востоке — станция Ксеньевская. С 1936 года до 1943 года наша магистраль называлась «Дорога им. В.М. Молотова», ну а затем стала вновь Забайкальской. В 1959 году под этим названием она объединилась с Амурской железной дорогой и по сей день проходит по территории двух субъектов Российской Федерации: от Петровска-Забайкальского на западе, до Архары на востоке. Вскоре после окончания Великой Отечественной войны на смену паровозам пришли тепловозы, а в конце ХХ века (электрификация магистрали завершилась в 1994 году) — электровозы. Забайкальская железная дорога была и остаётся одним из ведущих предприятий Забайкалья.
#деньвисториичиты