Добрый день, дорогие друзья.
На глаза попалась заметка в агентстве "Чита.Ру", где пишется, что пьяный водитель выехал на встречную полосу и совершил лобовое столкновение. Во второй машине был водитель без прав и пассажир. Один человек погиб, остальных увезли в больницу.
Если бы это был единичный случай — можно было бы говорить о трагической случайности.
Но это система.
Пьянство за рулём и езда без водительских удостоверений — массовое явление.
Когда я был вице-премьером, мы с начальником ГАИ два часа дежурили на трассе в Чите, по ул. Генерала Белика перекрыли дорогу, проверяли всех подряд. За два часа задержали 64 водителя без прав, и несколько пьяных.
Это норма, представляете?
Почему так происходит?
Начнём с пьянства за рулём.
Недавно забайкальские законодатели внесли в Госдуму законопроект о запрете продажи алкоголя в придорожных кафе, его до рассмотрения не допустили, были недочёты. Я понимаю — это был крик души, но проблема глубже.
Главная причина — отсутствие контроля и ответственности.
Проедьте из Петровск-Забайкальска до Амазара — вы не увидите ни одного поста дорожно-патрульной службы. ГАИ на трассах фактически нет. В Чите всего 2-3 экипажа на весь день. Когда-то за смену инспектор писал рапорт, а сейчас — кипу протоколов.
Особенно если задержишь пьяного: бумаги море. При этом в ГИБДД некомплект: отборы жесткие, зарплаты невысокие, желающих работать мало.
Запретить кафе? Закрыть магазины? Не поможет. Дороги идут через сёла — там всё равно купят. Корень проблемы – безответственность и безнаказанность. Человек садится за руль без прав — и уверен, что ему ничего не будет. Садится пьяным, не боится последствий. Это мелочи, такая же безответственность на любом уровне. Российские самолёте не полетели – кто ответил? Провалы на фронте – кто ответил? Никто.
В советское время ещё Юрий Владимирович Андропов начал с трудовой дисциплины. Каждый должен жить по закону и отвечать перед законом.
А сейчас безответственность на всех уровнях. Не только пьяные едут, бьются, убивают друг друга. Нужна жёсткая, неотвратимая ответственность.
Второй момент. Понятно, почему проект забайкальских законодателей отклонили. Не везде придорожные кафе – забегаловки, где наливают и едь дальше. В центре страны есть вдоль дорог есть целые комплексы, где люди останавливаются надолго. Надо думать чуть иначе.
Когда-то я служил в Германии:
на каждой заправке продавали алкоголь, но никто не садился за руль выпившим. Все знали: поймают — голову свернут.
Нам тоже нужна твёрдая дисциплина. У нас сегодня фактически бесправна.
Полицейского могут проигнорировать.
Раньше участковый был авторитетом, его слово что-то значило. Сегодня же зачастую инспектор связан по рукам и ногам бумажной волокитой и ограничениями.
Надо убрать лишнюю бюрократию и вернуть полиции полномочия на дороге. Чтобы было понятно: нарушать закон нельзя и опасно, вернуть полиции престиж. Тогда не придётся запрещать кафе и закрывать магазины — люди просто перестанут рисковать, уважать закон.
Всем добра.