С 1 сентября 2025 года в России вступят в силу обновленные правила, касающиеся рабочего времени и отдыха педагогов, а также сотрудников образовательных учреждений. Эти изменения закреплены в новых приказах Министерства просвещения и Министерства науки и высшего образования.
Что нового в режимах работы педагогов?
Одным из ключевых аспектов этих новых правил является более четкое определение норм рабочего времени. Длительность рабочего дня педагогов теперь будет зависеть от нескольких факторов:
- типа образовательной организации;
- занимаемой должности;
- наличия дополнительной нагрузки, такой как классное руководство или работа с кружками и секциями.
Образовательным учреждениям предоставляется больше свободы в составлении графиков, однако важно учитывать права педагогов на отдых и защиту от перегрузок. Это создает более сбалансированный график работы, что особенно актуально для распределения нагрузки в течение учебной недели.
Дополнительная работа: что изменилось?
Среди нововведений — четкое определение видов дополнительной педагогической работы, что поможет избежать недоразумений при расчете нагрузки и оплаты труда. Теперь к дополнительным обязанностям относятся:
- Индивидуальные и групповые занятия, проводимые вне основного расписания;
- Участие в конкурсах, спортивных мероприятиях, экскурсиях;
- Классное руководство;
- Проверка письменных работ;
- Управление учебными кабинетами, лабораториями и мастерскими;
- Руководство методическими объединениями;
- Другие обязанности, указанные в трудовом договоре.
Это уточнение позволит педагогам требовать включения этих видов деятельности в индивидуальные планы работы и, при необходимости, получать дополнительную оплату.
Особенности труда в вузах
Преподаватели высших учебных заведений будут функционировать по отдельным правилам, отражающим специфику вузовской работы. Важно отметить:
- Гибкое распределение рабочего времени;
- Определение режима работы в период каникул;
- Освещение метода работы в случае отмены занятий, например, при форс-мажорных обстоятельствах или переходе на дистанционное обучение.
Также акцентируется внимание на необходимости учета научной и методической деятельности, которая теперь должна четко отражаться в общем объеме рабочего времени.































